История торговой марки PANASONIC
"Дорога. Перед каждым открывается своя дорога. Она может сужаться, расширяться,
идти в гору или, наоборот, спускаться все ниже и ниже. В пути нас часто ждут разочарования.
Но лишь храбрость, настойчивость и упорство каждого человека помогут ему открыть
истинный путь. Именно это и приносит настоящую радость".
Коносукэ Мацусита
Эти слова основателя компании
Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (торговые марки Panasonic, Technics,
National) не просто красивые фразы. Мацусита сумел найти свой путь в жизни.
Он создал гигантскую империю, которая считается мировым лидером в области разработки
и производства различных электронных изделий, устройств, предназначенных для
широкого круга потребителей, бизнеса и промышленности. Основной офис компании
находится в Осаке в Японии.
Коносукэ родился в 1894 году, в маленькой деревушке на юге Японии. Его родители
владели небольшой собственностью, поэтому семья жила безбедно. Будущий бизнесмен
был восьмым, самым младшим ребенком. К сожалению, вскоре материальное положение
отца пошатнулось. Причиной тому явились неудачные финансовые спекуляции. Пришлось
переехать в город и поселиться в крошечном домишке. В девятилетнем возрасте
Коносукэ вынужден уехать на заработки, чтобы помогать родителям. Он не смог
получить хорошего образования, о чем всегда сильно сожалел. Однако отец, устраивая
мальчика на службу в магазин велосипедов, пообещал: несмотря ни на что, придет
время, когда Коносукэ сможет нанимать себе на работу людей, получивших действительно
хорошее образование. Хотя до этого было еще далеко, слова отца оказались пророческими.
Электричество и все, связанное
с ним, казалось юноше очень перспективным. Много опыта и знаний он приобрел,
работая в Electric Light Company (Осака). В 1918 году Коносукэ решил, что наконец-то
наступило время попробовать силы в самостоятельном бизнесе. Он создает маленькую
фирму.
Мацусита не стал особо ломать
голову над названием, выбрав самое простое и разумное - "Мацусита Дэнки".
Хотя планы у молодого бизнесмена были самыми масштабными, на первых порах приходилось
обходиться очень узким кругом сотрудников. Ими стали бывший сослуживец и брат
жены, позже ставший президентом компании Sanyo.
Наиболее перспективным в
то время представлялось производство товаров, связанных с электричеством. В
качестве мастерской использовался небольшой жилой домик Коносукэ. Создание патронов
для электроламп должно было стать беспроигрышным, к тому же очень выгодным вложением
и так небольшого капитала. Однако ситуация складывалась крайне неблагоприятно.
Первая проданная партия, насчитывающая всего сотню электрических патронов, грозила
стать последней. Впереди замаячил призрак неминуемого разорения.
К счастью, одной из фирм
срочно потребовалось около тысячи подставок для вентиляторов. Хотя это было
не совсем то, что задумывалось, фирма смогла заработать в полную силу. Теперь
можно было расширяться, не опасаясь последствий. Для производства электротоваров
потребовалось снять в аренду целый дом.
Сложная ситуация в мировой
экономике усугубляла и без того непростое положение японского мелкого производителя.
Чтобы продать готовый продукт, требовалась смекалка и находчивость. Мацусита
взялся за выпуск штепсельных вилок. Хитроумное использование цоколей старых
электроламп позволяло продавать их на целых тридцать процентов дешевле, чем
его конкуренты. Следующим шагом стала двухвилочная розетка.
Ищущий разум
"Человек с пытливым умом способен увидеть множество возможностей, умеет
извлекать полезные уроки из любой ситуации, достаточно великодушен, чтобы многое
простить, сметлив, чтобы увидеть вещи в их реальном виде, и достаточно искушен,
чтобы судить об их истинной ценности".
Коносукэ Мацусита
В начале двадцатых годов
фирма разработала и запустила в производство лампочку для велосипедных фонарей.
Предполагалось, что в стране, где велосипеды находят столь широкое применение,
от заказчиков не будет отбоя. Действительно, полгода, потраченные на разработку
лампочки, удобной для использования, позволили Мацусита сделать хороший и качественный
продукт.
Однако консервативные взгляды
потенциальных покупателей вновь взяли верх - владельцы велосипедных лавок отказались
брать лампочки. Если раньше можно было смело катить без всякого освещения, -
рассуждали они, - то зачем тратить деньги на подобную ерунду. Надо было показать
преимущество нового приспособления. Мацусита не нашел иного решения, как взять
и раздать лампочки торговцам совершенно бесплатно.
Это было очень смелое решение,
но оно окупилось сторицей. Своеобразная реклама сделала свое дело. Новая продукция
стала пользоваться спросом. Фирма начинает расширяться, в конце двадцатых годов
открывается новый цех по производству электроприборов. Велосипедные фонари,
принявшие теперь квадратную форму, продавались под торговой маркой National.
Новым видом продукции становятся утюги Super.
К началу тридцатых годов
японское правительство вводит режим строжайшей экономии, что неизбежно привело
к общему спаду в промышленности. Продажа продукции фирмы сократилась наполовину.
На складах скапливались непроданные товары.
Однако Мацусита отказался
от увольнения рабочих. Он ввел половинный рабочий день, но зарплату платил как
за полный. Вторую, нерабочую часть дня, а также воскресенье сотрудники занимались
реализацией скопившихся товаров. Каждый старался изо всех сил, ибо никто не
хотел, чтобы его уволили. Результаты превзошли самые смелые ожидания. В течение
двух месяцев все было распродано. Теперь можно было приступить к обычному режиму
производства.
В 1931 году Мацусита уже
владеет восемью заводами. 5 мая 1932 решено объявить днем основания компании.
Коносукэ не уставал повторять, что успех достигается постоянной упорной работой,
а "если что-то не ладится, то судьба в этом не виновата и это не означает,
что тебе не повезло. Истинная причина - это изъяны в методах управления, в организации
дела". Вскоре руководство фирмы приступает к выпуску малогабаритных моторов,
полагая, что здесь открываются широкие перспективы.
Военные годы стали настоящим
испытанием. В то время на заводах производились деревянные суда и фанерные самолеты.
Компании грозил роспуск. Сам Коносукэ попал в список "А". Это означало,
что он подлежит увольнению в первую очередь. К счастью, профсоюз сумел защитить
своего президента. Но для администрации это стало пятилетием самых тяжелых испытаний.
Дело дошло до того, что Мацусита, которому приходилось занимать и перезанимать
деньги, попал в список самых злостных неплательщиков налогов.
Несмотря на либеральные
взгляды, компании пришлось уволить 3500 рабочих. Именно в это время происходит
кардинальное переосмысление роли предпринимателя, проблем экономики. Мацусита
организует "Движение за Мир и Счастье через Процветание", которое
должно было помочь людям найти пути к совместному благоденствию.
Начало пятидесятых годов
имело большое значение для дальнейшего развития. Во-первых, были сняты все официальные
запреты и ограничения, численность рабочих и объем продаж значительно увеличились.
Во-вторых, поездка Мацусита в Соединенные Штаты натолкнула его на серьезные
размышления. Два обстоятельства больше всего поразили японского предпринимателя
- богатство Америки и непростительная расточительность.
Яркие огни ночных улиц свидетельствовали
о том, что государство может позволить себе значительные расходы. Американский
рабочий должен был работать всего два дня, чтобы получить сумму, необходимую
для покупки радиоприемника. Мацусита с горечью констатировал, что служащему
его собственного предприятия потребовалось целых полтора месяца рабочего времени,
чтобы купить такой же приемник по той же цене.
Именно тогда он обращается
с призывом к своим сотрудникам: догнать по жизненному уровню Америку. Для этого
было необходимо заручиться партнерами, которые уже создали себе хорошую репутацию.
Ими стали представители голландского концерна Philips.
Самым удивительным для голландцев
оказалось требование выплачивать японской фирме за управление. Мацусите понадобился
целый год, чтобы администрация "Филипса" согласилась с утверждением
Коносукэ: "Сколь бы ни была хороша ваша технология, она ничего не дает,
если мы не обеспечим эффективного руководства".
Длительные переговоры имели
положительный результат - в 1952 году возникла совместная "Электронно-промышленная
компания Мацусита". Взаимовыгодные расчеты сводились к следующему. "Мацусита
Дэнки" отчисляла 4,5% за технологическое руководство, а голландцы - 3%
за организацию управления. Вновь построенный завод выпускает лампы, электронно-лучевые
трубки, транзисторы и полупроводниковые приборы. Эти комплектующие позволяют
поднять качество производимой теле- радиоаппаратуры до мирового уровня.
Время не стоит на месте.
Нужно было не только расширяться, но и расти в научно-технологическом аспекте.
Коносукэ Мацусита еще раз убедился в том, что покупать чужие технологии крайне
убыточно. Фирма решила, что выгодным будет производство батареек. Однако закупленные
в Америке новейшие станки оказались давно устаревшими. Предприятие потерпело
убытки, зато извлекло хороший урок - необходимы свои собственные научные исследования,
чтобы двигаться вперед.
"Мацусита Дэнки"
росла, поглощая мелкие компании. "Накагава Дэнки", выпускающая холодильники,
была переименована в "Мацусита Дэнки". Новая продукция пошла под торговой
маркой National. Вскоре к администрации обратился банк, занимающийся делами
компании JVC. Мацусита не побоялся взять на себя чужие долги. Более того, он
пригласил на пост президента JVC адмирала Кимисабуро Номуру. Адмирал пользовался
огромной популярностью и уважением всего японского народа. Он сумел не только
сохранить предприятие, но и вывести его из кризиса.
В Японии продолжался экономический
рост. Каждый человек стремился стать обладателем "трех священных Граалей"
- телевизора, стиральной машины и холодильника. В то же время, Мацусита ориентировал
фирму на международный рынок сбыта. В 1959 г. в Нью-Йорке основана Matsushita
Electric Corporation of America. В 1960 году Коносукэ принимает решение перейти
на пятидневную рабочую неделю. Для решения этой задачи он определяет срок в
пять лет. И действительно, ровно через пять лет, несмотря на кризис японской
экономики, "Мацусита Дэнки", первая в стране, перешла на пятидневную
рабочую неделю.
Юность
"Юность - это состояние ума и мироощущения человека. До тех пор, пока
вас переполняют надежда, смелость, честность, пока вы вкладываете все свои силы
в дело, которым занимаетесь, вы будете молоды душой и телом".
Коносукэ Мацусита
В 1961 году К. Мацусита
ушел в отставку. Журнал "Лайф" назвал его философом и величайшим из
бизнесменов. Коносукэ занялся чтением лекций, написал автобиографию, множество
статей, лейтмотивом которых было не впадать в эйфорию по поводу быстрых темпов
экономического развития. Середина 60-х годов в Японии характеризуется тяжелым
экономическим кризисом, который не обошел стороной торговые фирмы и магазины,
связанные с империей Matsushita. Положение было настолько тяжелым, что пришлось
господину Коносукэ вновь браться за работу.
Он собрал всех дилеров и
взял вину за происшедшее на себя. Он заявил, что "все благополучие "Мацусита
Дэнки" всегда обеспечивалось именно вами, торговцами, поэтому я не имею
никакого морального права предъявлять вам какие-либо претензии. Прошу простить
нас за то, что мы не нашли выхода из трудной ситуации и не подсказали его вам".
Мацусита вновь становится коммерческим директором компании. Главная его задача
- реформирование сбытовой структуры.
Лишь только когда ему исполнилось
80 лет, здоровье стало совсем слабым, он подал в отставку. 27 апреля 1989 года
перестало биться сердце великого сына Японии. В память о нем осталась самая
крупная в мире империя по производству электротехники, наука менеджмента, которую
этот "бог управления", не имевший образования, возвел в ранг искусства.
Шаг за шагом
"Мы идем вместе, шаг за шагом, вместе с теми, для кого создается наша
продукция", - считают руководители "Панасоник".
В память о нем создан музей,
где гости могут благодаря разработанным программам с легкостью получить информацию
об основателе фирмы - его любимые занятия, круг интересов, его рост, вес, линии
рук. Сохранились записи его многочисленных речей и публичных выступлений. Музей
всегда заполнен людьми и пользуется неизменной популярностью.
Важнейшей отличительной
чертой деятельности "Панасоник" является развитие и совершенствование
по всем направлениям, что обеспечивает широкий ассортимент производимых электрических
и электронных товаров. Panasonic - это телевизоры, музыкальные центры Hi-Fi,
автомобильные магнитолы, видеомагнитофоны, видеокамеры SLIM VISION, мультистандартные
видеоплееры лазерных дисков DVD, цифровые домашние кинотеатры DVD-A100EU, мини-системы,
5-дисковые CD-чейнджеры, рессиверы для домашних кинотеатров (марка TECHICS),
профессиональные наушники для мониторинга, автомобильные магнитолы с контроллером
CD-чейнджера, автомагнитолы с проигрывателем компакт-дисков, беспроводные телефоны
с возможностью подключения к Интернету, сотовые телефоны, трехдверные холодильники,
пылесосы и кондиционеры, многофункциональные аппараты для дома и офиса, миниатюрные
цифровые фото- и видеокамеры. Этот список можно продолжать.
Panasonic применяет в некоторых
моделях телевизоров Hi-Fi систему karaoke. Фирма также выпускает новые модели
телевизоров с телетекстом для России. Компания Panasonic полагает, что смогла
сочетать очень высокое качество продукции с доступными ценами. В наши дни Panasonic
занимает лидирующее место, после него идут Sony и Philips. Телевизионные заводы
Matsushita находятся в Великобритании, Японии, Малайзии.
Идя в ногу со временем,
компания-новатор направляет свои ресурсы на работу в научно-исследовательских
лабораториях и производственных подразделениях, чтобы сделать реальностью самые
смелые фантазии. "Панасоник" занимается развитием цифровых технологий.
Ее девиз: "Мы помогаем людям жить более полной жизнью, создавая возможности
для более продуктивной работы и помогая каждому человеку пользоваться плодами
технического прогресса".
Фирма одной из первых применила
100-герцевую развертку. Кадровая частота в Европе - 50 герц, в США - 60. Она
равна частоте промышленного переменного тока. При такой частоте глаза воспринимают
мелькание кадров. Полный кадр создается за 40 мс, 1/25 секунды, а свечение люминофора
затухает за более короткое время. Зритель воспринимает мелькание экрана, особенно
на ярких участках изображения. В телевизорах со 100-герцевой разверткой кадры
сканируются с удвоенной частотой, в основе лежит цифровое запоминающее устройство.
Оно переводит все поступающие телесигналы из аналоговой формы в цифровую и сохраняет
их. Поэтому кадр можно вторично вывести на экран, люминофор вспыхивает каждые
10 мс и его затухание не воспринимается глазом.
Поэтому в телевизорах со
100-герцевой разверткой можно производить следующие операции: замораживать картинки
(стоп-кадр), выдавать последовательно цепочку стоп-кадров телепередачи (стробирование),
выводить в маленькие "окна" до 9 разных каналов и по очереди "оживлять"
их (мультиэкран), выводить экран на печатающее устройство (color video printer),
очищать изображение от шума (digital nois reduction), расширять диапазон возможных
уровней белого и черного (динамический контраст), растягивать изображение в
вертикальном и горизонтальном направлении, преобразовывать телепередачу 432
строк в 536 строк, восстанавливая потерянные строки из цифровой памяти (wide
screen plus).
Одним из важнейших достижений
компании можно считать формат DVD. Специалисты компании Matsushita разработали
многие аспекты ключевых технологий, использовавшихся в DVD и коренным образом
преобразовавших индустрию домашних развлечений и компьютерную промышленность.
Сперва все новейшие технологии создавались в лабораториях и доводились до совершенства,
а уж только потом передавались для промышленного производства.
Достижения компании в области
DVD были оценены по достоинству. Panasonic - лауреат премии "Эмми",
полученной за разработку формата DVD. Технологические новшества полностью изменили
возможности домашнего просмотра кинофильмов и развлекательных программ. "Панасоник"
является одним из основных изготовителей плееров и видеодисков в мире. Именно
они стали первыми, кто использовал записываемые DVD-диски для персональных компьютеров,
разработал пишущие DVD-плееры.
Panasonic - ведущий производитель
электроники в мире. Но они занимаются не только производством готовой продукции.
Важнейшей составляющей деятельности компании стал выпуск компонентов электронных
устройств и оборудования. Многие мировые компании используют технологии, разработанные
компанией Panasonic. От крошечных полупроводников до DVD-ROM приводов для персональных
компьютеров и плоских плазменных экранов для телевизоров.
Создавая многочисленные
электронные приборы, инженеры компании стараются не забывать о мелочах. Одной
из таких мелочей, приносящих огромный доход, являются привычные нам батарейки.
Потребитель настолько свыкся с ними, что уже не представляет, как это раньше
надо было вставать, чтобы включить телевизор или видеомагнитофон, переключить
каналы, уменьшить или усилить звук.
Но об этом помнят фирмы.
В частности, Matsushita Battery Industrial является производителем батареек
под марками National и Panasonic. Она выпустила стомиллиардную электробатарейку
с момента начала производства. Если выложить сто миллиардов батареек в цепочку,
они растянутся на пять миллионов километров. Путешествие на такое расстояние
позволило бы 120 раз обогнуть Землю или шесть раз слетать до Луны и обратно.
"Панасоник" внимательно
изучает рынок потребностей и готова взяться за любое предложение, сулящее хорошие
перспективы. Многие заказчики обращаются с просьбой разработать комплексные
системные решения для своих проблем в области электронного оборудования. Инженеры
"Панасоника" стали продавцами технологий, затрагивающих все сферы
жизни. Причем каждый раз заказы становятся все сложнее. Ни размеры, ни разнообразие
поставленной задачи компанию не пугают. Это может быть гостиничный комплекс,
стадион, городская транспортная система. Компания Panasonic разрабатывает и
устанавливает системы безопасности в крупных гостиницах и на стадионах. Она
создала SD-карту памяти размером с почтовую марку, ставшую настоящей революцией
в области бытовой электроники. Упор делается на разработку потребительских технологий,
которые еще несколько лет назад показались бы невозможными.
Все, что связано с торговой
маркой Panasonic, обеспечено послепродажным сервисным обслуживанием мирового
класса. Специалисты, работающие в сервисе, верят в основной принцип компании:
"Клиент всегда на первом месте". Этот принцип является основой философии
компании. Поэтому администрация очень внимательно следит за качеством выпускаемой
продукции. Ибо, как совершенно справедливо отметил президент производственно-технического
концерна Matsushita, "два процента брака, официально заявляемые производителем
изделий, оборачиваются для покупателя такого изделия полными ста процентами
брака". Panasonic всегда выполняет взятое на себя обязательство по обеспечению
высокого качества, по постоянной разработке и внедрению новых продуктов.
Мы создаем людей
"Бизнес - это люди", - не уставал повторять Коносукэ Мацусита.
Компанию отличает открытость
и стремление к сотрудничеству. Чтобы разработать цифровую фотокамеру, которая
позволяла бы получать фотоснимки с широкой цветовой палитрой, тонкостью проработки
деталей, Panasonic установила партнерские отношения с экспертом по оптическим
системам для фотоаппаратуры - компанией Leica Camera AG. Как принято считать,
по существующим стандартам она является мировым лидером в области технологии
фотокамер и объективов.
Panasonic заключила контракт
на использование оптических систем Leica в своих ведущих моделях. Вскоре Panasonic
представила первую в мире цифровую видеокамеру, использующую оптическую систему
Leica Dicomar и устанавливающую новый стандарт качества для бытовых видеокамер.
Сейчас сотрудничество компаний Panasonic и Leica привело к созданию новой линейки
цифровых фотоаппаратов LUMIX. Это еще один шаг в разработке продуктов для цифровой
записи изображений. А также многообещающее сочетание новейших достижений в области
оптических и цифровых технологий.
Руководство компании, разработчиков,
инженеров и ученых отличает трезвый прагматический взгляд на мир. Они часто
повторяют, что приветствуют позитивные изменения, преобразующие мир вокруг.
Поэтому столь большое значение придается сохранению экологического равновесия
на Земле. Компания со всей ответственностью осознает, что новые разрабатываемые
ею технологии вносят изменения во все сферы человеческого существования. Это
не только предметы для облегчения жизни в быту или создания комфортных условий.
Они влекут за собой изменение мировоззрения человека, вовлекают его в процесс
освоения новой информации, дают возможность расширять свои познания. На вопрос:
"Что вы делаете на фирме Matsushita Electric?" ответом будет: "Мы
создаем людей, их образ жизни, а также производим электротехнические товары".
|